Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольника

Дата: 6 апреля 2020 в 15:30, Обновлено 7 апреля 2020 в 10:59
Автор: Леган Н. А.

     Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим коли чеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.

Л.С.Выгодский

     Познавательная активность проявляется с рождения интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически  на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство - очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

     Познавательный интерес - важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. Также интерес ребенка зависит от  того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания, наоборот, снижают интерес.

      В детском саду проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной, не связанной между собой, информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

     В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

     Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они и спытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от определенной работы.

     Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

     Проведение опытов, наблюдений помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения. Конечно, ребенок познает ми р в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир?).

     Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители проводят вечера, щелкая пультом телевизора и одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребеком при этом не занимаютмся, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре.

     Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

     Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене - о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать.

     Развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распукаются почки и появляются листочки, а летом - как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка - это зимняя "спальня" и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит инт ересную прогулку.

Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кт о такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ   

В развивающую среду должны входить: **измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканчики, линейки, сантиметры; **познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны рисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями; **азбуки картинные, книги для первого чтения; **былины, мифы, легенды; **часы настенные и календарь; **настольно-печатные игры - лото, пазлы; **настольные игры - домино, шашки, шахматы; **чистые листы бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин; **оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

►Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

►Говорите с ребенком - рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

►Задавайте ребенку как можно чаще вопрос "Как ты думаешь?"

►Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не смейтесь над ним.

►По возможности путешествуйте с ребенком.

►Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка "поиграть в соседней комнате".

►Ходите с ребенком в музеи.

►Проводите совместные наблюдения и опыты.

►Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

►Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.